четвер, 1 вересня 2011 р.

Успенский собор старообрядцев

Небольшая история о том, как у меня появились фотографии этого красивейшего архитектурного произведения.

Фотографии Успенского собора каким-то совершенно случайным образом попались мне на глаза во время одного из бесцельных путешествий по интернету. Собор восхитил меня до такой степени, что я решила отставить чужие фотографии и взять да посмотреть на него своими собственными глазами и конечно же забрать его себе на память своим собственным фотоаппаратом. Идея возникла еще весной, планировалась на осень, но оказалась осуществимой летом во время поездки в Черновцы. Собор находится в селе Белая Криница, почти на границе Украины с Румынией, в Черновицкой области, что было весьма кстати. И вот, в приподнятом настроении скромных путешественников, мы (а точнее - я, поскольку затея была интересна больше всего мне) разглядывали мелькающие села, леса и поля Черновицкой области. Село это маленькое, для ориентира, как выяснилось -  неправильного, было выбрано поселение побольше. Времени впереди, по нашим, как оказалось в дальнейшем, тоже неправильным расчетам, был целый вагон, и мы тихонько катились, жуя дорожную пыль. Вскоре жевать ее мы начали на самом деле - асфальт закончился и началась грунтовка, щедро посыпанная острыми камнями. Народ в машине недовольно сопел, я ерзала, чувствуя острые уколы вины за предложенный мною путь, неожиданно оказавшийся довольно неприятным. Часики тикали, солнце потихоньку садилось, асфальт не начинался, пейзажи были однообразны, пунктом назначения в воздухе не пахло, в итоге появилось чувство беспокойства и легкой паники. Если не успеть до захода солнца, то ни о каких фотографиях речи быть не могло. Можно было бы дождаться рассвета, но ночевать в палатке в какой-то глуши на краюхе страны без обещанной пиццы и номера люкс с телевизором детеныш наотрез отказался. Я его понимаю, хотя нет, не понимаю :), но издеваться над остальными путешествующими из-за своей прихоти совесть не позволила. Решено было прибавить газу, тщательнее пережевывать пыль и старательнее делать вид, что все хорошо. А солнце садилось, нет, даже не садилось, оно старалось как можно быстрее коснуться горизонта. В одном из очередных сел мы не выдержали и спросили у мужичков на телеге, тыча пальцем в карту, когда ж Белая Криница-то? Э-э-э, говорят, уважаемые, ента ваша дорога идет через вот этот небольшой лес, то есть вроде как рукой подать, но там, увы, машиной не проехать. И вообще, мол, вы не тем путем поехали, вам вернуться (на этом месте нервы мои сдали, я глянула на уже вполне закатное солнце, на толстый слой пыли в салоне, на заранее приготовленный и крепко взятый фотоаппарат и тут же скисла) надо бы, да поехать совсем другой дорогой. Мы спросили, мол, а дорога там хоть хорошая? Они дружно и утвердительно закивали - да-а-а, говорят, там хорошая - такая же, как здесь! :) Не помню уж как и почему, но мы-таки поехали, вернее, рванули из последних сил и движимые последней надеждой. Когда я поняла, что нашей трудяге придет скорый каюк на такой скорости по камням, я сдалась. Мне стало жалко: и людей, и кусок железа, ну, и себя, конечно же (себя больше всех). А солнце все также продолжало садиться. Хотя... было бы странно, если бы оно остановилось. Но вдруг как-то неожиданно мы оказались в точке,  куда нам посоветовали вернуться и откуда нужно было двигаться в нужном нам направлении. И мы рискнули. Мы тарахтели по камням, наше авто и нас самих, как мне начинало казаться, по цвету уже сложно было отличить от грунтовки, но мы продолжали тарахтеть, сливаться с дорогой и надеяться. Потому что хотелось, очень хотелось посмотреть на этот крепко засевший в моем мозгу собор и сделать хотя бы пару его снимков. А солнце по-прежнему садилось. К этому времени мы были уже конкретно уставшими - ведь наша дорога началась еще рано утром в Карпатах с заездами в несколько интересных тамошних мест. В какой-то момент мы интуитивно почувствовали, что находимся на верном пути, и что среди бескрайних полей нашей родины наконец-то должна была показаться долгожданная и очень белая Белая Криница. Идущий неизвестно откуда и куда человек нам кивнул, подтвердив наши ожидания.  И вдруг, когда солнце было еще с нами, на этом каком-то, честное слово, краю земли, в этой глуши среди черных полей, между деревьями мелькнули купола. Поворот, и перед глазами внезапно появляется дивное творение рук человеческих. У меня даже дух захватило. Впечатление было очень сильным - немаловажную роль сыграло само место нахождение собора и нелегкая, неожиданно долгая дорога наперегонки с самим солнцем. Аналогия моя выглядела следующим образом: это как будто держать в руках безобразную, уродливую раковину, она неприятная на ощупь - шершавая и грубая, ее крутишь и вертишь, зная, что внутри должно находиться нечто необычайно красивое, тщетно пытаешься ее открыть, и, когда надежда почти потеряна, она сама неожиданно открывается, и ты видишь внутри этой раковины самую настоящую жемчужину, изысканную драгоценность, тут же забывая некрасивую и неприятную наружность самой раковины. Конечно же я сразу кинулась фотографировать, чтобы успеть до наступления темноты. Старалась по возможности обойти собор со всех сторон, не обращая внимания на крапиву и какие-то колючки, которые вонзались в пальцы, торчавшие из вьетнамок. Внутри собора происходило какое-то действие, время от времени заходили и выходили какие-то люди, батюшки и матушки. Внутрь я в своих драных джинсах и шлепках, естественно, не пошла. И вообще старалась вести себя тихо и незаметно (хотя это вряд ли :)), плюс к этому я чувствовала себя здесь чужой и, чтобы вдруг кто не выдернул, вцепилась в свой маленький фотик, в котором наконец-то появились  желанные снимки. Ну, с фотиком, это, конечно, был перебор. Туристы и любопытствующие, похоже, явление здесь не такое уж и редкое, а за местными никакого враждебного настроя замечено не было. Хотя, собственно, почему он должен там быть? Но все-таки... какая же там глухомань.


















В лучах самого что ни на есть закатного солнца собор преобразился и стал красноватым. Я успела!




Через 30 минут мы покинули Белую Криницу и остановились глянуть на солнышко, наконец-то коснувшееся своего горизонта, и прекрасный собор, не спеша погружавшийся в сумерки.




4 коментарі:

  1. Украина :)
    Я был только в Киеве и Суми :)

    ВідповістиВидалити
  2. С Киевом - понятно, но вот что можно делать в Сумах? :)
    Я сама до недавнего времени мало где была, но однажды, захотела посмотреть Украину, побывать по возможности в ее интересных местах. Оказывается - это отличное занятие :)!
    Вот я еще фотографии города Черновцы загружу - там красота!

    ВідповістиВидалити
  3. Шестикупольное чудо!
    А Вы signora Konfetkina,не так просты как кажется,рассказчица Вы умелая,и как тонко подобрана аналогия уродливая раковина,а внутри неё жемчужина.

    ВідповістиВидалити