середа, 1 червня 2016 р.

Четыре дня

На этот раз не стану ограничиваться только фотографиями и буду рассказывать. Буду рассказывать даже несмотря на свою бездарность в области писательства - ведь это была веселенькая поездочка, чудеснейший отдых, в котором было много всего, чего не передашь фотографией. Будучи месяц назад в Петропавловском каньоне, мы настолько впечатлились его необыкновенной и, можно сказать, демонической красотой, что приняли решение при первой возможности приехать сюда еще раз, чтобы вдоволь насмотреться на живописное место и встретить там рассвет. И мы приехали. В каньоне собирались остаться всего лишь на одну ночь, но бросить выбранное нами уютное местечко с первого раза у нас не вышло, и мы решили провести здесь еще одну ночь, еще один день, но и в конце еще одного дня уже никто и никуда ехать не собирался. По плану дальше у нас должна была быть Еланецкая степь с ковылем, ночевка в кровати и горячая вода, после - Ольвия, а на обратном пути, возможно еще и Мигия с порогами на Южном Буге и старой мельницей. Но все наши грандиозные планы так и остались всего лишь планами. Так вот. В эти дни было прекрасно все! И это был превосходный отдых наедине с природой - я впитывала в себя все окружающие богатства - и воздух, и звуки, и запахи, и прелесть природы. Я с радостью принимала все подарки, какие смогла разглядеть и почувствовать. У меня захватывало дух от красоты каньона - он был великолепен в любое время дня и ночи. Мне не давала скучать погода - казалось, что она хвасталась, показывая все свои способности. И я была абсолютно счастлива, предварительно растеряв по дороге все свои невеселые мысли и терзания. Одно лишь огорчало - все вечера были пасмурными, и мне так и не посчастливилось в лучах заходящего солнца посидеть на камне, задумчиво подперев голову рукой. Ведь именно в это время и при таком свете мечтать или размышлять о чем-то необыкновенном получается легче всего. Но это не беда, потому что у меня был рассвет, сказочный, незабываемый рассвет. Это было самое лучшее, самое волшебное время за все дни. Доставляли удовольствие не только те моменты, за которыми, собственно, и ездишь в подобные места, но и всякие людские мелочи. Каким, например, удовольствием было умыться холодной водой, когда просыпаешься почти в полдень, после насыщенной утренней фотопрогулки, в основательно прогретой солнцем палатке, с больной головой и путающимися мыслями. Потом выпиваешь любезно предложенного чаю и начинаешь ощущать, как сознание к тебе потихоньку возвращается. А как здорово было, спрятавшись в палатке от дождя, завалиться спать или открыть хорошую книгу. Или просто лежать, слушая, как стучит дождь, и почти ни о чем не думать, наслаждаясь душевным покоем. Нравилось холодным и сырым вечером надеть на себя все имеющиеся одежды, завернуться в одеяло и согреться. Удовольствием было ходить босиком по мхам - казалось, что они созданы именно для этого. Приятно было лежать на огромном теплом камне, нависшем над пропастью, и чувствовать, как солнце прогревает тебя до самых косточек. А еще мне нравилось слушать. Ночами я подолгу не могла заснуть - признаться, мне было несколько неуютно, и я лежала с открытыми глазами и все прислушивалась. Когда прислушиваться забывала, слушала, как на другом берегу поет соловей. Весьма непривычно было слышать его глухой ночью. И какое же это было удовольствие - слушать его дивное пение! Кроме соловья, ночные концерты устраивали еще лягушки и сверчки. А внизу, в глубине каньона, был слышен шум стремительно бегущей реки. И все, и больше никаких звуков. Как я не старалась услышать шорохи, шаги, шепот или волчий вой, все мои старания были напрасны. Ночи были идеальны. В одну из них ярко светила луна и можно было увидеть тень на большом камне от нашей маленькой палатки. Еще мне нравилось за вечерним чаем беззаботно считать звезды: "О, смотри - первая звезда! Какая яркая. А вон еще одна появилась! И еще! А я уже пять насчитала..." Да, было в самом деле хорошо. Но нельзя сказать, что совсем обошлось без неприятных моментов. Было страшно в грозу. Страшно до такой степени, что я, ничего другого не придумав, принималась читать Отче наш. Гроза безумствовала именно над нашей беззащитной палаткой, и все никак не желала идти куда-нибудь подальше. Сверкали молнии, гремел гром, причем, особо не задерживаясь, вернее - бил сразу же, и его сила была такой, что содрогались все мои внутренние органы и казалось, меня сейчас просто впечатает в землю. Признаться, это не лучшие ощущения - лежать беспомощными, чувствуя холодный пот и надеяться, что обойдется. Но зато, когда гроза изволила отступить, было весьма приятно :) ощутить себя живыми. И в кайф было в первые минуты после окончания дождя выглянуть из палатки, обнаружив с одной стороны яркое солнце, осветившее каменные фигуры, с другой - цветную радугу на фоне темного неба, а между ними - дождь вместе с градом. И так чудесно пахнет воздух после дождя и еще громче, чем прежде, поют птицы. Я помню те запахи. Это и запах шалфея, когда идешь по фиолетовому полю, и полыни, если на нее наступишь, и аромат белой акации перед дождем. Запах акации настолько сильный, что его слышно даже если находишься на довольно приличном от деревьев расстоянии. Еще нежно пахнет шиповник - и не может быть иначе, ведь аромат розы - это один из самых приятных цветочных ароматов. Но к шиповнику нужно наклоняться, тыкаясь в цветы носом - просто так его запах не услышать. Были, конечно, еще различные запахи, которых не разобрать - особенно перед дождем воздух вкусный-вкусный, его просто хочется пить. Еще удивительно ароматным здесь был чабрец, или тимьян. Я заваривала из него чай и не могла напиться. Такой чай я пила первый раз в жизни - он имел необычный для чабреца запах и вкус, похожий на конфету "Дюшес" и мелиссу. Казалось, что чай был заварен из целого букета каких-то душистых трав. Конечно, я нарвала его и домой - нам для чая, а шиншилле в качестве прикорма. Кроме разнообразия цветущих трав, здесь было очень много всевозможных птиц. И я представить раньше не могла, что меня сможет раздражать пение маленькой птички, пока не провела несколько дней рядом с зябликом. Он заводил свою громкую песнь утром и заканчивал перед наступлением темноты. Перерывы у него были, да, но их было недостаточно для того, чтобы успеть соскучиться за его звонкими трелями. Песня зяблика довольно однообразна, если сравнивать с пением неподражаемого соловья. Имеет два, не особо отличающихся друг от друга варианта, и не совсем приятное для слуха окончание, которое называется "росчерк" - резкий и короткий звук в конце. Кроме зяблика можно было слушать жаворонков, различных синиц и еще каких-то неизвестных мне пернатых. Но по-настоящему неприятно кричали фазаны. Их, по-видимому, здесь довольно много - жаль, что не удалось увидеть хотя бы одного. Помню, как красиво летели лебеди над каньоном - девять прекрасных белых лебедей, и был слышен шум их мощных крыльев. И грациозные серые цапли, не спеша летящие по живописному каньону и плавно повторяющие его изгиб - это было прекрасно. Животных не видела никаких. Только змею, и, вполне возможно, это была гадюка. А мы еще босиком ходили... повезло, значит. Людей за все четыре дня мы почти не встречали, за исключением местных пацанов, лихо прыгающих по камням над самым обрывом, туристов с палатками и квадроциклами, устроившихся в самом живописном месте каньона, тракториста, естественно, на тракторе, какого-то безбашенного местного чувака на дырчике и одичавшего вида пастуха, который, впрочем, вполне внятно смог сказать нужную нам информацию и сообщил нам название места, где мы остановились. Место это в народе называется Липник. Не понятно было происхождение такого название - ведь никаких лип здесь нет. Но я потом начала прикидывать, что да как и в чем здесь дело. А дело в том, что здесь, в Липнике, можно залипнуть всерьез и надолго. Дождило каждый день - и с грозой, и без, но непогода быстро сменялась солнцем. Однако, с каждым днем дождь шел все чаще, а солнце выглядывало все реже. А мы, глупые, не особенно беспокоились по этому поводу. И совершенно напрасно - следовало бы серьезнее отнестись к периодически просматриваемому прогнозу погоды. Но как к нему относиться серьезно, если он у них там меняется по несколько раз в день? На третий день нашего здесь пребывания дождь начал нас немного пугать. А в конце дня вообще лил несколько часов подряд. Он закончился, но впереди была ночь, а значит подсохнуть земля не успеет. А нам очень нужна была подсохшая земля - на этот раз у нас был твердо запланирован отъезд. Запасов воды - питьевой и для прочих нужд оставалось как раз на половину следующего дня. Мы решили, что прямо с утра нужно будет первым делом выгнать машину наверх, а потом уже собирать палатку. Утром, как обычно, будильник разбудил меня в половине пятого и  я рассчитывала еще побродить с фотоаппаратом. Но, к моему разочарованию, и это, то есть третье утро ничем не отличалось от второго - солнце надежно было спрятано за тучами - ни света, ни цвета, даже тумана не было. Разница между первым рассветом и следующими двумя была просто поразительной, это как обыденность и праздник. Я уговорила себя не расстраиваться - ведь утро, о котором можно мечтать, у меня было, и значит нужно быть благодарной. А чтобы ценить прекрасное, его не должно быть в избытке. Я стянула резиновые сапоги, закуталась в одеяло и заснула. Но не надолго - до первого раската грома. Мы одновременно открыли глаза... нет, не так - резко распахнули глаза и уставились друг на друга. Каждый понимал, что запахло жареным. Саша быстро взял ключи от машины, и через время по звуку мне показалась, что ему все удалось - ну, в нем-то я не сомневалась ни минуты, и спокойно погрузилась в сон. И снова ненадолго. Проснулась от слов: "Я не смог выехать". Я сначала не поверила - ведь это сказал опытный автолюбитель, который, я была уверена, может все... и даже чуточку больше. Я услышала стук - это забарабанил дождь по палатке, стук повторился - на этот раз стучался смысл слова "капец", и я его впустила. К счастью, дождь шел совсем недолго. Интернет был очень слабым, но он был, и прогнозисты нам обещали отсутствие осадков аж до 12 часов дня. Таким образом тут, в палатке, нас стало четверо - мы, надежда и шанс. У нас появился шанс все-таки суметь выскочить наверх, на дорогу - грунтовую дорогу,  хе-хе... На тот момент нас, совсем неопытных и зеленых, абсолютно не пугало состояние грунтовки, за исключением одного, довольно опасного, участка дороги в посадке. Мы еще раз посмотрели прогноз погоды, но уже более подробно, и волосы у нас зашевелились даже там, где их не было... вернее были когда-то. После обеда была нарисована гроза, днем - гроза, вечером - тоже гроза и ночью, как ни странно, она же... Это ужасно - дождь сегодня собирался идти весь день и всю ночь! Мало того, на следующий день была такая же картина. И без малейшего перерыва на солнце! Но на этом наш ужас не закончился - вся неделя была разрисована тучами и каплями. Солнце, которое изредка тоже обещали, в нашей ситуации помочь бы уже не могло. Про запасы воды я уже писала, с едой ситуация была получше, но газ в баллонах тоже имеет свойство заканчиваться. Нет, ну можно, конечно, питаться всухомятку - сходить в село и запастись хлебом и водой. Но страшно представить, что можно остаться без чая. И даже при таком, можно сказать, положительном раскладе, обитать тут еще неделю, или даже больше, мы бы, наверное, не смогли... от слова совсем. Меня бы, пожалуй, заели вши, а от постоянной сырости мы бы раскисли, а потом и вовсе скисли бы нафиг от однообразия. Ясно было одно - нужно валить! Любыми способами выкарабкиваться на дорогу. Было еще совсем рано и нам ничего не оставалось, как набираться терпения и ждать, когда хоть немного подсохнет. Я лежала в палатке и почти не шевелилась - боялась спугнуть, пусть и пасмурную, но пока еще сухую погоду. А Саша пошел посмотреть на состояние грунтовки, ведущей в село Петропавловка. Через какое-то время я почувствовала, что стало теплее. Палатка начинала потихоньку прогреваться - несмотря на то, что солнце по-прежнему было за облаками, грело оно вполне ощутимо. Солнце поднималось все выше, и его тепла уже было достаточно для того, чтобы высушить капли на машине. Позже начали исчезать капли и со всего остального - и тогда наши шанс с надеждой окрепли и начали расти просто на глазах. Вернувшись, Саша сообщил, что более короткая дорога для проезда совершенно не пригодна и нам придется двигаться уже известным нам путем. Потом к нам подошли любопытные коровы, а следом за ними появился и упомянутый выше пастух. Он сходу и со знанием дела сообщил нам, что если здесь прошли дожди, то вы, ребята, отсюда выехать, даже при большом желании, уже не сможете. И, чтобы сгладить впечатление, которое он на нас произвел своим заключением, поспешил рассказать, как попасть на ферму, и, если повезет, то застать там и тракториста. Но вопреки всему я почему-то ощутила уверенность, что мы выедем сами, без посторонней помощи. Когда пастух исчез, я произнесла эти мысли вслух, но должного впечатления они, к сожалению, не произвели - между ними и тем, кому они адресовались, глухой стеной стояла жестокая реальность. А тем временем воздух прогрелся основательно и сухим уже было все, кроме самого главного - земли. Требовалось еще время... что ж, сколько было выделено нам времени - оно все было наше. Главное, что оно было дано. Посмотрев на вполне безобидное небо, я взяла фотоаппарат, отбросила тревожные мысли и отправилась на прогулку. Во время съемки какой-то очередной ерунды, я заметила гранитную крошку. Все эти камни вокруг - это  розовый гранит. И в некоторых местах он по какой-то непонятной мне причине раскрошился - хоть бросай все и собирай грунт для аквариума. И тут меня осенило! Было обрезано два бутыля из-под воды, которые мы - кто с вдохновением, а кто и без особого энтузиазма, стали стали наполнять мелким гранитом. Через какое-то время был вычислен участок на подъеме, по которому лучше всего будет пробовать ехать, и после засыпан гранитом. Потом мы договорились о времени, когда будем рвать когти. Сигнал для старта - первые признаки приближающейся грозы. И, поскольку небо все еще выглядело вполне дружелюбно, мы решили расслабиться и приготовить вкусный обед. Как следует подкрепившись и, соответственно, повеселев, я еще раз выразила уверенность в нашей самостоятельной победе. Делать стало нечего и я отправилась бродить по цветущим полям. Заметив бегущего мне навстречу Сашу, я сразу же решила, что у нас неприятности. Но тут же до меня дошло - так могут бежать только победители. Стало все понятно без лишних слов. Ну что ж, браво! Чепчики вверх! Мы спасены! И вдруг в этот исторический момент подул сильный ветер, воздух начал сгущаться, а небо - темнеть. Наслаждаться звоном бокалов не было времени, и мы кинулись собирать палатку и вещи. Шмотки нужно было быстро носить к машине наверх. А вещей, стыдно сказать, у нас-таки было не мало - до истинных туристов нам еще расти и расти. У них из всех вещей только рюкзак за спиной, который превращается, металлическая кружка да банка консервов. А гроза между тем стремительно двигалась на нас, нет, она просто-таки спешила испортить нам праздник. Небо сделалось не на шутку грозным, тучи окружали нас со всех сторон, обещая нечто грандиозное. Воздух остановился совсем, стало тяжело дышать, а так хотелось дышать полной грудью - эх, какие головокружительные были запахи в тот миг. Ну вот и все - все наши драгоценные вещи были заброшены в машину.  Хочу заметить, что несмотря на бешеную спешку, весь свой мусор, которого тоже было предостаточно, мы забрали с собой. И вот двое запыхавшихся и липких, но абсолютно счастливых человеков отправились дальше - в какую-нибудь гостиницу города Николаева - хотелось принять ванну и выпить чашечку кофе. Вдруг стало совсем темно и на лобовое стекло упали первые крупные капли дождя. Но нам-то что, нам уже было все нипочем! Однако этот нипочем резко оборвался, когда мы по влажной грунтовке нырнули в посадку. Салон автомобиля наполнился всевозможными возгласами, возмущениями и, в конце концов - ругательствами. Потом бесследно исчезла надежда и как сквозь землю провалился шанс. Мы остановились, глядя на дорогу... нет, неправильно... мы смотрели на черное месиво, с внушающими страх следами от тракторных колес и лужами. Нет, мы, конечно, предполагали, что дорога будет в плохом состоянии, но что ее не будет вообще - этого не ожидал никто. Трактористы постарались на славу! На нашем авто здесь ехать было нельзя - двигаться вперед было бессмысленно. Да что там ехать, идти было бы сложно. И потом, резиновых сапог у нас была лишь одна пара. И никаких других путей у нас не было вообще. Сразу же слева - промокшие поля, засаженные подсолнухами - туда можно даже не смотреть, а справа - густые кустарники и деревья. Я тупо смотрела на грязь и почему-то вспомнила вчера вечером проезжавшего мимо нас на дырчике мужика. Но он не мог здесь проехать на дырчике, не запачкавшись по самую пуговку на своей кепке - это раз, а во-вторых - он вообще не мог здесь проехать... на дырчике. Я произнесла: "А помнишь вчерашнего мотоциклиста... и как это ему..?" Наверное, эти слова каким-то волшебным образом подействовали на Сашу, он молча поднял стекла и странным голосом произнес: "Будем ехать". И я согласилась. А шо было делать?! Нет, ну ездой, конечно, это стремление вперед назвать было нельзя - это скорее было похоже на скольжение по подтаявшему сливочному маслу, на качание по волнам на неуправляемом тазике, но на масло сильнее... И я даже не буду пытаться подобрать соответствующие слова - все равно бесполезно. Скажу лишь, что такая езда не забывается и обсуждается потом всю дорогу, не говорится больше ни о чем, только о ней, а потом еще следующие несколько дней рассказывается об одном и том же, несмотря на то, что уже всем все порядком поднадоело. Через какое-то время в салоне стало очень тяжело дышать, окна открывать никак было нельзя - грязь со скоростью летела на пассажирское, лобовое и  заднее стекла. И мне даже почудилось, что это не мы, что это кто-то другой включил фонтан с грязью вместо воды - ведь мы просто физически не могли поднять столько грязи. Включили проветривание салона, стало легче, но напряжение было колоссальным, особенно для водителя. Несмотря на всю нереальность ситуации, мы все равно потихоньку двигались вперед каким-то совершенно непостижимым для нас обоих образом. Мы буксовали, слетали с колеи, возвращались обратно и опять слетали, нас водило, носило и швыряло, мы то и дело налетали на ветки, которые безжалостно царапали машину. Мне казалось, мы должны были уже сто раз перевернуться на крышу и улететь в поле, миллион раз закопаться по стекла и вообще разлететься на кусочки. Я чувствовала, что машина была неуправляемой. Я умоляла остановиться, но водитель был глух. Ведь останавливаться было нельзя! Совсем. Безумная, чудовищная езда. Но хуже всего было то, что один сложный участок, из которого нам с огромным трудом удавалось выбраться, после небольшого и относительного облегчения переходил в другой, еще более серьезный, переходил совершенно неожиданно, за поворотом, и казалось, не будет этому конца. Но однажды наше испытание закончилось, и мы в итоге выскочили на дорогу, по которой, во что мы поначалу даже не поверили, уже можно было просто ехать, а не бороться с грязью. Остановились мы только уже на асфальте, чтобы уже наверняка :) Мы перевели дух, обменялись фразами вроде:"Как мы смогли и что это вообще было?" и стали разглядывать, насколько сильно пострадал наш автомобиль. Царапины впечатляли. Я тут же поспешила возмутиться, что Саша до сегодняшнего дня скрывал от меня тот факт, что он является чемпионом мира по такому виду спорта, как езда по бездорожью. Он скромно ответил, что нам помогла выбраться из грязи блокировка передних колес. А еще нам помог дождь, который так и не пошел, а так красиво собирался. Но у меня, признаться, проскочила мысль, что без помощи каких-то добрых сил в нашей сегодняшней ситуации точно не обошлось. Все сложилось каким-то удивительным образом в нашу пользу, несмотря на трудности. Наше напряжение сменилось усталостью, а усталость заглушило победное чувство. И уже ни в какой Николаев мы, естественно, не поехали - впечатлений у нас было больше, чем достаточно. Домой, только домой. И мы потихоньку покатились. Когда проезжали село Актово, местные жители даже шеи вытягивали, провожая нас недоуменным взглядом. К слову, в непогоду добираться и, соответственно, выбираться из каньона Актовского, будет проще - там несколько другая дорога. Позже, перед выездом на трассу мы сделали остановку, и в тот момент, когда я вышла из машины, перед нами тормознул патрульный автомобиль. Я по привычке напряглась и внутренне ощетинилась - ну, думаю, сейчас традиционно докапываться начнут. Еще одного противостояния нам только и не хватало. Но, к моему изумлению, патрульные вежливо поинтересовались, все ли у нас нормально, уточнили, так ли это на самом деле, и на всякий случай предложили помощь. Я улыбнулась и сообщила, что дела у нас вообще лучше всех! Но мне показалось, что они мне так до конца и не поверили - какой бы победный огонь не горел у меня в глазах, вид у нас троих все же был подозрительный. Потом уже, на трассе, нас накрыл настоящий ливень, который впервые за несколько дней был очень кстати. Машина, можно сказать, совсем отмылась, лишь на моем зеркале еще долго держался один комочек грязи с торчащей соломиной. Но он тоже исчез, где-то возле Умани. Чем меньше оставалось нам до Киева, тем мне становилось все грустнее и грустнее, во дворе дома я смахнула слезу и какое-то время вообще отказывалась выходить наружу. Дышать было нечем, смотреть было не на что, а дома на меня набросились стены и начали давить. Прошло немного времени, и мы зажили своей прежней жизнью, но иногда я тихонько вздыхаю, по-прежнему тепло вспоминаю наш Липник и скучаю за теми днями. Никто не ожидал, но царапины удалось убрать при помощи золотых рук и полироля. И все бы ничего, но наше приключение дает о себе знать довольно интересным образом - недавно проезжая мимо техники, я себя поймала на том, что мысленно отмечают местонахождение трактора. А Саша теперь специально выбирает участки дороги посложнее и все старается по каким-то ямам проехать. Надеюсь, это пройдет  :) 

В качестве иллюстраций к тексту














Немає коментарів:

Дописати коментар